«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

šeštadienis, sausio 27, 2018

Н.Фролова. Казус Руты Ванагайте

27 января 2018 Echo.msk
Наталья Фролова, корреспондент «Эха Москвы» в Литве
Чем пиариться на Холокосте, лучше о нем молчать 

В Литве, как и во всем мире, 27 января отмечают Международный день памяти жертв Холокоста. Для Литвы этот день особенный: по подсчетам историков, еврейская община в годы Второй мировой войны в Литве практически исчезла – было уничтожено 90% из почти 200 тысяч литовских евреев.

От Северного Иерусалима – так некогда называли Вильнюс, население которого на 40 процентов состояло из евреев – остались лишь здания: бывшие еврейские гимназии, театры, особняки. И два гетто в старом городе – большое и малое. Гуляя по их уютным улочкам сегодня, невозможно представить себе кошмар почти восьмидесятилетней давности. В Литве есть, конечно, те, кто не хочет не только представлять себе жизнь в гетто. Они вообще не хотят вспоминать эту страшную и позорную страницу в истории страны, потому что есть шанс, что среди тех, кто загонял в гетто, охранял, вел к месту казни, копал могилы, стрелял, а потом распределял оставшееся добро, найдутся фамилии родственников. Есть и те, кто не считает правильным переименовывать улицы, названные в честь национальных героев, таких как Казис Шкирпа. Посол Литвы в Германии после ввода советских войск в Литву участвовал в 1941-м в создании Временного правительства в Берлине и в надежде, что немцы освободят Литву, выпустил свой призыв к литовцам очистить страну от евреев. Те, кто оправдывает сегодня Шкирпу, говорят: «Такие были времена. Среди евреев было много коммунистов».

Но есть в Литве и те, кого такое объяснение считают весьма опасным. «Нельзя прославлять как героя человека, призывавшего к геноциду», — считает бывший диссидент, литовский актер, журналист Аркадий Винокур, чьи родные погибли в каунасском гетто. Винокур выпустил в 2017 году книгу «Мы не убивали», в которой попытался обсудить эту тяжелую тему с потомками тех, кого даже независимый литовский суд признал виновными в убийстве евреев, вытащить эту боль наружу.

Таких, как Аркадий Винокур, в Литве, на самом деле, сегодня не мало. Тема Холокоста и вины регулярно появляется в прессе. В России, наверное, многие слышали про режиссера Мариуса Ивашкявичуса, который организовал марш в родном городке в Молетай – в память об убитых молетских евреях. Назову еще Марка Зингериса, директора государственного еврейского музея Виленского Гаона, благодаря которому музей постоянно растет и расширяет свою деятельность. Есть множество литовских ученых-историков, которые не первое десятилетие подробно исследуют тему Холокоста в Литве, ведут раскопки в местах массовых казней, работают в архивах, пишут книги, устраивают семинары.

Но ни одна из этих ученых работ не вызвала в Литве такого резонанса, как книга Руты Ванагайте «Наши». Почему? Театральный деятель и создательница романов для женщин «за сорок», ознакомившись с научными трудами, пересказала историю Холокоста в Литве простым, понятным, живым и ярким публицистическим языком (на мой редакторский вкус, может быть, излишне многословным). Рута пытается досконально разобраться с антисемитизмом, начав книгу с развенчания мифов – знакомый еврей отвечает на вопросы, которые, казалось бы, уже неприлично задавать: делают ли евреи мацу из крови христианских младенцев? зачем делают обрезание мальчикам? почему не признают нашего Христа? Но, знакомясь с Эфраимом Зуроффом, главой иерусалимского отделения Центра Шимона Визенталя, она сама оказывается жертвой стереотипов: «Мы привыкли, что евреи невысокие, часто мелкорослые, толстые (ну сколько этих евреев мы видели в жизни?), а тут передо мной – гигант, заполняющий собой все пространство».

Выбор Зуроффа в фактические соавторы книги – хитрый ход. Зурофф в странах Балтии – фигура скандальная. Борьбу за сохранение памяти Холокоста он превращает в столь оскорбительные провокации и столь страстно критикует прибалтов за «неизжитый антисемитизм», что даже израильские посольства в Риге и в Вильнюсе не желают с ним общаться. Рута же отправляется с ним в путешествие по местам массовых убийств евреев в Литве. «Путешествие с врагом» — несколько лукаво называет эту главу своей книги Ванагайте: злые языки поговаривают в Литве, что «Наши» стало плодом близких отношений Руты и Эфраима, официально о которых писательница объявила осенью прошлого года.

Умение Ванагайте выбить слезу, разбередить чуства и мысли простых литовцев сделали свое дело. Книга стала бестселлером и вызвала много споров. Но Ванагайте поддержали и защитили ученые, писатели и журналисты: пусть, дескать, это не научно, но кто в Литве читает научные труды? А «Наши» читают, издательство только успевает переиздавать. Да, она пишет про нас литовцев, страшные вещи, но это проявление патриотизма. Ведь немцы же тоже через это прошли!

Но Ванагайте понравилась роль жертвы, понравилось, что в глазах мирового сообщества она стала единственной литовкой, говорящей, пищущей и переживающей о Холокосте. Представляя в посольстве Литвы в Белоруссии за одним столом с литовским послом свою книгу «Наши», она рассказывала, как ее терроризирует Литовское государство. Представьте себе Навального, выступающего в российском посольстве, например, в Риге, с рассказом о том, как его не пустили на президентские выборы. Что, неувязочка?

Ванагайте так вжилась в новую роль «популярного историка», что зашла слишком далеко. Ефраим Зурофф подбросил любимой дневники бывшего следователя КГБ, бежавшего в Израиль. Опираясь на эти записи, Ванагайте выступила минувшей осенью с сенсационной новостью – национальный герой, «лесной брат» Адольфаc Раманаускас-Ванагаc был причастен к убийствам евреев. Кроме того, КГБ не пытало его перед казнью в 1957 году – он сам себе нанес увечья.

Скандал удался. Издательство «Alma littera», выпустившее «Наши», сказало, что больше не будет сотрудничать с Ванагайте, а книги изымет из продажи и чуть ли не сожжет. Издательство, разумеется, получило за это изрядную критику. Но те, кто осудил действия издательства, в этот раз за Руту не заступились. Формулировка была простая: нельзя выступать с громкими заявлениями, если их правдивость ты не проверил в архиве. А в архивах литовского КГБ нет ничего порочащего Раманаускаса-Ванагаса.

Руте Ванагайте пришлось публично извиниться. А заодно разорвать с Зуроффом союз, в котором каждый преследовал свою цель: один продвигал свои идеи, а другая искала популярности.

Все-таки быть профессиональным историком и пиариться на трагедии других людей – совсем разные вещи.

Оригинал публикации на сайте "Эхо Москвы".

"Эхо Москвы"

Komentarų nėra: